Фронтальная проекция — вторая жизнь в кинематографе

Фронтальная проекция — вторая жизнь в кинематографе

И все-таки — есть ли будущее у технологии фронтальной проекции в кино?

О том, что панорамная проекция активно возвращается в большой кинематограф, свидетельствует  тот факт, что за 2017-начало 2018 года на съемках нескольких отечественных кинопроектов  использовались проекционные  панорамные декорации. На одном из таких проектов  наша команда отвечала за техническую реализацию панорамной фронтальной проекции.

30 марта,  на киностудии АМЕДИА, технический директор «Дизайн Досье» Кирилл Воскресенский  рассказал о возможностях, которые предоставляет съемочной группе  панорамная фронт-проекция, в чем ее преимущества  перед хромакейной съемкой или съемками на натуре.

Начнем с того, что такое фронтальная  или панорамная проекция. Все достаточно просто: это технология павильонной съемки, при которой видео изображение проецируется на экран, расположенной за  актерами.

Что для этого нужно?

  • проекционная поверхность
  • системы проекторов с различной оптикой
  • видеопультовая + серверная
  • заранее подготовленные видеофайлы сверхвысокого разрешения
  • команда видеотехников и видеоинженеров

Какие возможности предоставляет  съемочной группе панорамная проекция?

  1. Заранее моделируемая и управляемая среда
  • Вместо поисков натуры съемочное пространство моделируется еще на подготовительном этапе, что  сокращает съемочный период и пост-продакшн.  Отпадает необходимость поиска натуры, сокращаются расходы на логистику для съемочной группы.  Кроме того, отпадает зависимость от погодных условий, что так часто существенно увеличивает количество съемочных дней и, соответственно, затратную часть.
  • Съемочная группа может  заранее  увидеть и протестировать проекционные декорации с различных ракурсов, как в статике, так и в динамике.
  • Панорамная проекция позволяет менять  расположение контента относительно статичной декорации за счет использования видео-файлов в формате 360°.
  •  Кроме того, можно оперативно управлять пространством и изменять его непосредственно на съемочной площадке  (смена времени суток, погодных условий и пр.)

2. Иммерсивность

  • Актеры, работая в проекционных декорациях, погружены в максимально реалистичную среду (в сравнении со съемками на хромакее)
  • Режиссер и оператор-постановщик видят итоговые съемочные планы.
  • Дополнительные возможности появляются и у операторской группы:  снимать со сравнительно небольшим комплектом светового оборудования,  эффект глубокого фокуса,

3.  Уменьшение объема работы для CG департамента (computer-generated imagery) на стадии монтажно-тонировочного периода.  Конечно, использование фронтальной проекции не искючает пост-обработку  отснятого материала, однако  в разы уменьшает времязатраты.

Фронтальная проекция и обратная проекция — в чем разница? 

Что дает обратная проекция:

  • бóльшая яркость проекции при одинаковом количестве оборудования
  • отсутствие теней даже при работе вплотную к проекционной поверхности
  • отсутствие проекционного оборудования в съемочной зоне

Что дает фронтальная проекция:

  • экономия пространства
  • более мягкое свечение проекционного фона
  • неограниченные возможности по площади проекции без видимых швов

Немного истории

Использование проекционных технологий в кино — не ноу- хау, однако сегодня можно говорить о  второй жизни фронт-проекции . Еще в 40-х годах компания 3M (Minnesota Mining and Manufacturing Co.) сделала возможной использование фронтальной проекции, благодаря изобретенному высокоотражающему  ретрорефлекторому материалу скочлайт.

Активно применять в кино фронтальную проекцию  начали в 50-х. Но широкое распространение проекционная технология получила только в конце 60-х, благодаря Стенли Кубрику,  который создал с ее помощью масштабные декорации для сцен  в фильме «2001: Космическая Одиссея». Фоновые планы снимались в Африке, а затем использовали уже  в качестве проекции во время съемок в павильоне.

В 2013 году режиссёр Джозеф Косински  использовал фронт-проекцию для съемок сцен в «Небесной башне» для фильма «Обливион».  Том Круз, исполнитель главной роли в фильме, в интервью так описывал свои ощущения от съемок  в условиях фронтальной проекции: «Реальный фон помогает тебе играть, словно другой актер. В отличие от хромакея. Фон был интерактивным, поэтому я смело могу сказать, что съемочная площадка Небесной башни стала самой красивой и умиротворяющей из всех, которые я только видел. Свет, падавший из окна, становился светом нашей жизни. А облака, которые нас окружали, делали каждую сцену очень органичной и воздушной».