От электрического Джинна до человека-киборга или немного о родителях виртуальной и дополненной реальности

От электрического Джинна до человека-киборга или немного о родителях виртуальной и дополненной реальности

Дополненная и виртуальная реальность постепенно окутывает нас, наступая и замещая жизнь, которую мы привыкли называть реальностью. Вот мы и решили  поговорить о том, когда же в нашем мире появилась иная реальность — дополненная и виртуальная. В безграничности Интернета, как обычно, можно найти самые противоречивые сведения. Поговорим о самых интересных.

Про средневековую философию, где впервые возник термин «virtus», говорить, пожалуй, не будем не потому, что неинтересно, а лишь в связи с тем, что к современному пониманию виртуальной, дополненной и прочей реальности логик Иоанн Дунс Скотт, все-таки, имеет весьма отдаленное отношение.

А вот тот факт, что великий сказочник Фрэнк Л. Баум, создавший сказочную страну Оз, в 1901 году описал эффект дополненной реальности в сказке «Волшебный выключатель» — куда ближе к нашему пониманию этого сказочного технического новшества.

баум фрэнк

1901 год. Cказка – ложь, да в ней – намек, или – прадедушка дополненной реальности

Главный герой истории Баума – мальчик Роб —  случайно вызывает электрического Джинна,прикоснувшись к Волшебному выключателю. Ну и Джинн, как водится, одаривает мальчика удивительными электрическими дарами, среди которых – виртуальные очки, которые позволяют различать хороших и злых людей. (Жаль, что разработчики AR-очков такую функцию не предусматривают.) Фантазия Баума увидела некий электронный дисплея, который накладывает информацию поверх реальной жизни.

Надо сказать, сказочник-провидец описал в этой сказке беспроводную связь, портативный телевизор, ноутбуки, электрошокеры и многие другие устройства, ещё не изобретённые людьми. Надо бы изобретателям почаще сказки читать.

1957 год. Отец виртуальной реальности

Что показательно, папой виртуальной реальности является отнюдь не изобретатель, ученый или конструктор. Мортон Хейлиг (Morton Heilig) был начинающим голливудским кинематографистом.

Виртуальный стимулятор Sensorama (Sensorama Stimulator), который, по словам Хейлига, был театром для погружения, пожалуй, и заложил фундамент AR в конце пятидесятых. Мортон Хейлиг запатентовал виртуальный симулятор или так называемое автоматизированное рабочее место. Человек садился на стул перед экраном, засовывал голову в специальную камеру и несся на велосипеде по улицам Бруклина. Трёхмерный фильм в Сенсораме позволял слышать синхронизированный стереозвук, ощущать дуновение ветра, вибрации от виртуальных выбоин на дороге и даже запахи. Однако поставить Сенсораму в промышленное производство не удалось – никто не рискнул вкладывать в эту революционную историю деньги.

сенсорама-2

1963 год. «Дамоклов меч» Айвена Сазерленда

Американский учёный, профессор Гарварда Айвен Сазерленд (Ivan Sutherland) вместе со своим студентом Бобом Спраулом (Bob Sproull) изобретают «Надеваемый на голову трехмерных диспдей», прозванный неофициально «Дамоклов меч».

Что это такое? Айвен Сазерлэнд создал один из первых шлемов виртуальной реальности в современном его понимании. Изображение в виртуальные очки-шлем передавалось с компьютера. Другое дело, что шлем был невероятно тяжелым –его приходилось крепить к потолку. За это изобретение и получило ироническое название «Дамоклов меч».

the-sword-of-damocles1

Что дальше? Плодовитые семидесятые 

1972 год. Компьютерный художник Мирон Крюгер вводит термин «искусственная реальность» («artificial reality») для определения результатов, которые могут быть получены при помощи системы видеоналожения изображения объекта (человека) на компьютерную картинку.

1977. В Массачусетском Технологическом Институте создана компьютерная программа «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map) . позволяющая виртуально прогуляться по американскому городу Аспен. Эта программа считается первой визуализацией виртуальной реальности. Кроме того, можно было выбрать режим для просмотра достопримечательностей.

В том же году Даниэль Сандин, Ричард Сейр и другие инженеры из EVL изобрели перчатку, которая передавала в компьютер данные о движении руки. Устройство получило название по имени одного из авторов — перчатка Сейра».

перчатки VR

80-ые. О человеке-киборге Стиве Манне, который изобрел очки дополненной реальности почти 30 лет назад

С конца семидесятых на улицах Торонто стал появляться человек со странным сооружением на голове и с гигантским рюкзаком на спине. Первый прототип «умных очков» канадский учёный и инженер в области компьютерной техники Стивен Манн придумал и опробовал в 1978 году. Конструкция была, что и говорить, неизящная: огромный шлем с кучей проводов, радиоантеннами. Компьютер же находился в рюкзаке за спиной.

Компьютерный дисплей позволял накладывать некоторые графические элементы на реальные объекты, тем самым видоизменяя, дополняя и улучшая реальность. Манн смотрит на мир через линзы микроскопических камер и снимает все происходящее вокруг на видео.

стив манн

Постепенно устройства Манна становились изящней. Например, одни из последних его умных очков EyeTap.

В EyeTap вмонтирована миниатюрная камера. Видео попадает в компьютер, модифицируется (улучшается), и только потом изображение проецируется на сетчатку глаза. Например, EyeTap отфильтровывает лишний солнечный свет, благодаря чему Манн может легко смотреть на солнце. С помощью EyeTap можно видеть предметы, которые человек с обычным зрением не может увидеть, так как они находятся на слишком большом расстоянии от него. Дополнительная ценность конструкции Манна – его очки распознают и блокируют рекламу.

У изобретений человека-киборга есть существенное отличие от создаваемых сегодня «умных очков». Если очки дополненной и виртуальной реальности накладывают на реальность виртуальный уровень, то Стив Манн пытается искусственно улучшить человеческое зрение.

Изобретения Стива Манна удивительным образом перекликаются с прародителем дополненной и виртуальной реальности – сказочником Фрэнком Л. Баумом и его историей о волшебном шлеме, который позволяет увидеть и улучшить человеческую жизнь, увидеть невидимое.

«В последнее время вокруг стало появляться все больше умных вещей умные унитазы, умные полы, умные выключатели и так далее. Как насчет идеи умных людей? Что произойдет, если дополнить человека компьютером? Вот это мне кажется интересной идеей». Стив Манн

Если же вам интересно узнать, чем виртуальная реальность отличается от дополненной, ты вы можете найти это здесь